Притчи
1 И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.
1 Вот другие притчи Соломона, сохраненные людьми Езекии, царя Иуде́и.
2 Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследывать дело.
2 Славен Бог, тайное сокрывший; славен царь, тайное понявший.
3 Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей - неисследимо.
3 Небесную высь, земную глубь и сердце царя — не понять.
4 Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд:
4 Удали примесь из серебра, и выйдет у мастера чаша;
5 удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.
5 удали нечестивца от царя, и праведностью престол утвердится.
6 Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись;
6 Не красуйся перед царем, в один ряд с вельможами не становись;
7 потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.
7 лучше пусть скажут тебе: «Поднимись повыше», чем унизят тебя перед знатью. Что увидишь своими глазами,
8 Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?
8 не торопись выносить на суд; а иначе — каково будет потом, когда посрамит тебя ближний?
9 Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай,
9 Судись с ближним лишь по собственному делу, чужой тайны не разглашай,
10 дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.
10 а расскажешь — тебя же опозорят, и бесчестия тогда не миновать.
11 Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично.
11 Золотые яблоки на серебряном узоре — таково слово, сказанное ко времени.
12 Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха.
12 Золотая серьга, червонная подвеска — таков мудрый упрек для чуткого уха.
13 Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.
13 Прохлада снега в разгар жатвы — таков для хозяина верный исполнитель, придаст он сил своему господину.
14 Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками.
14 Тучи да ветер, а дождя все нет — так и тот, кто впустую сулит подарки.
15 Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.
15 Долготерпение убедит и властителя, мягкая речь проймет и твердолобого.
16 Нашел ты мед, - ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его.
16 Нашел мед — поешь досыта, но не объедайся до тошноты;
17 Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.
17 не ходи к другу слишком часто, не то пресытится тобой до отвращения.
18 Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего.
18 Палица, меч, острая стрела — таков для ближнего лжесвидетель.
19 Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного человека в день бедствия.
19 Как от зуба гнилого, от ноги хромой — проку от неверного в день беды.
20 Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.
20 Как в холодный день срывать одежду, как уксус лить на соду — так и песни петь тому, кто в го́ре.
21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
21 Если голоден твой враг — дай ему хлеба, если жаждет — напои водой:
22 ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
22 так сгребаешь ты угли ему на голову, а тебя вознаградит Господь.
23 Северный ветер производит дождь, а тайный язык - недовольные лица.
23 Северный ветер несет с собой ливни, а язык сплетника — озлобленные взгляды.
24 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
24 Лучше жить на краю кровли, чем делить кров со сварливой женой.
25 Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.
25 Как прохладная вода для измученной души — так и добрая весть с дальней стороны.
26 Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым.
26 Как загрязненный родник, оскверненный источник — так и праведник, дрожащий перед нечестивцем.
27 Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.
27 Нехорошо объедаться медом или добиваться похвалы.
28 Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.
28 Как разоренный город без стены — так и человек, не владеющий собой.