Римлянам
1 Разве вы не знаете, братия, - ибо говорю знающим закон, - что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
1 Братья, вы, конечно, знаете (я говорю это тем, кто знает, что такое закон), что закон властен над человеком только при его жизни.
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
2 К примеру, замужнюю женщину закон привязывает к мужу. Но если муж умрет, она свободна от закона, который привязывал ее к мужу.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
3 Так, если при живом муже она будет принадлежать другому, она нарушит супружескую верность. А если муж умрет, она станет свободна от этого закона и, выйдя замуж за другого, верности не нарушит.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
4 То же и с вами, братья: и вы умерли для Закона через смерть Христа, чтобы принадлежать Другому, Тому, кто воскрес из мертвых, и теперь будете приносить плоды Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
5 Когда мы жили, подчиняясь своей низшей природе, греховные страсти, подстегиваемые Законом, действовали в нашем теле для того, чтобы приносить плоды смерти.
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
6 А теперь мы свободны от Закона, потому что умерли для всего того, что держало нас в плену; и теперь мы служим Богу по-новому, духовно, а не как встарь — следуя букве Закона.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай».
7 Что из этого следует? Значит, Закон — то же, что и грех? — Ни в коем случае! Но если бы не Закон, я и не знал бы, что такое грех. Если бы Закон не сказал: «Не пожелай…», — я и не знал бы такого желания.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
8 Грех, воспользовавшись заповедью как орудием, пробудил во мне разные желания. А вне Закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
9 Было время, когда я жил, не имея Закона; но когда появилась заповедь, стал жить грех,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
10 а я умер. И заповедь, призванная давать жизнь, принесла мне смерть.
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
11 Грех, воспользовавшись заповедью как своим орудием, обманул меня и с ее помощью убил.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
12 Но сам Закон исходит от Бога, и заповеди его святы, справедливы и хороши.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
13 Так, значит, нечто хорошее принесло мне смерть? — Вовсе нет! Это сделал грех и тем явил себя в своем истинном обличье: он воспользовался этим хорошим как своим орудием и принес мне смерть. Итак, благодаря заповеди становится еще яснее, насколько грешен грех.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
14 Ведь мы знаем, что Закон исходит от Духа. А я человек из плоти, проданный в рабство греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
15 Я сам понять не могу своих поступков. Чего хочу, того не делаю, а то, что мне ненавистно, делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
16 И если я делаю то, чего не хочу, значит, я признаю, что Закон хорош.
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
17 Но на самом деле это действую не я, а живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
18 Я знаю, что добра во мне (то есть в моей природе) нет. Желание делать добро есть, но это у меня не получается.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
19 И я не делаю добра, хотя и хочу, а зло, хотя и не хочу этого, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
20 А если я делаю то, чего не хочу, это значит, что действую не я, а живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
21 Итак, я открыл в себе закон: каждый раз, когда я хочу сделать добро, у меня выходит зло.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
22 Внутренний человек во мне радуется закону Бога.
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
23 Но в своем теле я вижу иной закон, восстающий против закона моего разума и делающий меня пленником закона греха, который действует во мне.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
24 Несчастный я человек! Кто освободит меня от этого смертоносного тела!
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию - закону греха.
25 Благодарю Бога моего — Он сделал это через Иисуса Христа, Господа нашего. Итак, сам по себе я только разумом служу закону Бога, а своей плотской природой — закону греха.