1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, | 1 Я говорю правду, как и следует христианину, я не лгу и свидетель мне моя совесть, руководимая Духом Святым. |
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: | 2 Велика моя печаль, и боль в сердце беспрестанна! |
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, | 3 Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа ради братьев — моих соплеменников! |
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; | 4 Они израильтяне: их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою Славу, с ними заключал договоры, им дал Закон, у них и богослужения, у них и обещания от Бога, |
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. | 5 у них и праотцы, и среди них родился Христос, который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь. |
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; | 6 Но это не значит, что Бог не исполнил Своего обещания. Не все израильтяне — истинный Изра́иль. |
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречется тебе семя». | 7 И не все потомки Авраама — его дети. Ведь Бог сказал: «Твой род продолжится через Исаака», |
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. | 8 то есть не те дети, что родились от плотского союза, — дети Божьи, а потомками будут считаться те, чье рождение было обещано Богом. |
9 А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын». | 9 Вот это обещание: «Я снова приду в такое-то время, и у Сарры будет сын». |
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. | 10 Но это не все. Так было и с Ревеккой, когда она зачала близнецов от нашего праотца Исаака. |
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило | 11 Дети еще не родились и ничего не успели сделать ни хорошего, ни дурного, но Бог сказал ей: «старший младшему станет рабом», чтобы показать тем самым, что выбор Его свободен |
12 не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, | 12 и зависит не от заслуг человека, а только от призыва Бога. |
13 как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». | 13 Как говорится в Писании: «Иакова Я полюбил, а Иса́ва возненавидел». |
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. | 14 Что же из этого следует? Что Бог несправедлив? — Ни в коем случае! |
15 Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». | 15 Моисею Бог сказал: «Я милую тех, кого хочу миловать. Я милосерден с теми, с кем хочу быть милосердным». |
16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. | 16 Итак, все зависит не от желания человека и не от его усилий, а от милости Бога. |
17 Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». | 17 В Писании Бог говорит фараону: «Я для того возвысил тебя, чтобы через тебя явить Мою силу и имя Мое сделать известным по всей земле». |
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. | 18 Итак, Бог, к кому захочет, будет милостив, а кого захочет, ожесточит. |
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» | 19 Ты меня спросишь: «Как Он может в таком случае кого-нибудь винить? Разве кто в силах противиться Его воле?» |
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» | 20 Но кто ты, человек, чтобы спорить с Богом? Разве скажет горшок горшечнику: «Зачем ты меня таким сделал?» |
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд - для почетного употребления, а другой для низкого? | 21 Что, разве горшечник не вправе из одной и той же глины сделать и дорогой сосуд, и простой горшок? |
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, | 22 А если Бог, желая показать Свой гнев и проявить Свое могущество, долго терпел «сосуды гнева», которые обречены на уничтожение, |
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, | 23 для того именно, чтобы явить все безмерное величие Своей славы по отношению к «сосудам милости», предназначенным для славы? И эти «сосуды милости» — мы. |
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? | 24 Нас Он призвал — и не только из иудеев, но и из язычников, |
25 Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною». | 25 как об этом Он говорит в книге Осии: «Я назову народ, который был не Мой, Моим и нелюбимую — любимой. |
26 «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого». | 26 И в том самом месте, где Я сказал им: „Вы не Мой народ“, — теперь их назовут сынами Бога Живого». |
27 А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; | 27 А Иса́йя восклицает об Израиле: «Даже если число израильтян будет как песок морской, все равно спасен будет лишь остаток. |
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле». | 28 Свой приговор, решительный и скорый, исполнит над землей этой Господь». |
29 И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре». | 29 Как предсказал Исайя: «Если бы Господь Воинств не оставил нам нескольких уцелевших, мы стали бы как Содо́м и уподобились Гомо́рре». |
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры, | 30 Итак, что из этого следует? Что язычники, не добивавшиеся оправдания, получили оправдание, оправдание через веру, |
31 а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. | 31 в то время как Израиль, добивавшийся оправдания через Закон, этого не достиг. |
32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, | 32 Почему? Потому что он полагался не на веру, а на дела. Он споткнулся о «камень преткновения», |
33 как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится». | 33 как написано: «Вот Я закладываю на Сио́не камень — и о него споткнутся, скалу — из-за нее упадут. Но тот, кто верит в Него, не будет посрамлен». |