Притч 20, 1 Кор 11, Иов 18, 19
Притчи 20
1 Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
1 Глумливо вино, и брага буйна, кто пристрастился к ним, тому мудрым не быть.
2 Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.
2 Царская ярость — как рык львиный, навлечь ее — грех против себя самого.
3 Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
3 Почет тому, кто далек от ссоры, куда всякий глупец спешит ввязаться.
4 Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего.
4 Лодырь в холода не пашет, значит, в жатву ничего не сыщет.
5 Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
5 Сокровенный замысел — что глубокий омут, но разумный сумеет зачерпнуть из глубины.
6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?
6 Многие кричат о своей преданности, но человека верного — найдешь ли?
7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!
7 Праведник живет непорочно, блаженны его потомки!
8 Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.
8 Воссядет царь судить — и пред взором его развеется зло.
9 Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»
9 Кто же скажет: «Нет порока в моем сердце, от греха своего я очистился»?
10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом.
10 Взвесил, да обвесил; отмерил, да обмерил — мерзость все это для Господа.
11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.
11 Смолоду человек познается по делам, чисты ли, честны ль его поступки.
12 Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь.
12 Ухо слышащее, око зрячее — то и другое создано Господом.
13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
13 Любишь поспать — дождешься нищеты; не смыкаешь глаз — наешься досыта.
14 «Дурно, дурно», говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.
14 «Дрянной товар!» — говорит покупатель, а едва отойдет — давай хвалиться.
15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные.
15 Есть на свете золото, есть самоцветы, но сведущие уста драгоценнее.
16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.
16 Кто за чужого поручился, в залог отдаст одежду, и такой же залог — за жену чужую.
17 Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.
17 Сладок хлеб, добытый обманом, но во рту битым камнем обернется.
18 Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.
18 Замысел зреет в обсуждениях: ведя войну, выслушивай советы.
19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
19 Кто распускает сплетни, тот и секреты выдаст, так что не связывайся с болтуном.
20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
20 Кто проклинает отца с матерью — погаснет его светильник во тьме кромешной.
21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.
21 С жадностью схваченное наследство не обернется благословением.
22 Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
22 Не говори: «Отплачу за зло!» Доверься Господу, и Он защитит тебя.
23 Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро.
23 Гири с обманом — мерзость для Господа, и дурное дело — неверные весы.
24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
24 Господь направляет шаги человека. А человеку — как понять свой путь?
25 Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать.
25 Ловушка для человека — торопливая клятва или обет необдуманный.
26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.
26 Мудрый царь развеет нечестивцев, колесом молотильным по ним проедет.
27 Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
27 Дух в человеке — светильник Господень, что просвечивает его насквозь.
28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.
28 Вера и правда сберегают царя, верностью укрепляется престол.
29 Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина.
29 Юноши сияют силой, а старцев украшает седина.
30 Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.
30 Раны и рубцы очищают от зла, исправляют побои сердце человека.
1 Коринфянам 11
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
1 Подражайте мне, как я подражаю Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
2 Хвалю вас за то, что вы всегда меня помните. И за то, что верно храните все, что я, получив, передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава - Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог.
3 Но я хочу, чтобы вы знали: для всякого человека глава — Христос, для женщины глава — муж, для Христа глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
4 Всякий мужчина, если молится или пророчествует с покрытой головой, позорит своего Главу.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
5 А всякая женщина позорит своего главу, если молится или пророчествует с непокрытой головой. Ведь она ничем не отличается от бритой женщины.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
6 Так вот, если женщина не носит покрывала, то пусть и волосы стрижет. Но раз для женщины стыдно быть стриженой или бритой, пусть носит покрывало.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
7 Мужчина не должен покрывать головы, потому что он образ Божий и отражение Славы Божьей, а жена — славы своего мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
8 Не мужчина произошел от женщины, а женщина от мужчины,
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
9 ведь не мужчина был создан ради женщины, а женщина ради мужчины.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
10 Вот почему женщина обязана носить покрывало как знак власти, чтобы об этом знали ангелы.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
11 Впрочем, в новой жизни с Господом как женщина ничего не значит без мужчины, так и мужчина — без женщины.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога.
12 Потому что хотя женщина и произошла от мужчины, но мужчина рождается от женщины, а все происходит от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
13 Посудите сами, пристало ли женщине молиться Богу без покрывала?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
14 Разве не учит вас сама природа, что длинные волосы для мужчины — позор,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
15 а для женщины длинные волосы — украшение. Они ей даны как покрывало.
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
16 А тому, кто захочет со мной поспорить, скажу: другого обычая нет ни у нас, ни в других Божьих церквах.
17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
17 Перехожу к дальнейшим наставлениям. Не могу похвалить вас за ваши собрания: от них больше вреда, чем пользы.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
18 Во-первых, я слышал, что, когда вы собираетесь перед лицом Божьим, у вас бывают раздоры. Отчасти верю:
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
19 среди вас должны быть и разногласия, чтобы выяснилось, кто из вас выдержал испытание.
20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;
20 Так вот, хотя вы и собираетесь вместе, это нельзя назвать Трапезой Господа.
21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
21 Каждый из вас налегает на собственную трапезу. И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих ? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
22 У вас что, нет собственного дома, где можно было бы поесть и выпить? Или вы презираете Церковь Бога? Или хотите унизить неимущих? Что вам на это сказать? Похвалить? Нет, за это не похвалю!
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
23 Ведь я от самого Господа узнал то, что потом передал вам: Господь Иисус в ночь, когда был предан, взял хлеб,
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».
24 поблагодарил за него Бога, разломил и сказал: «Это Мое тело, которое за вас отдается. Делайте так в память обо Мне».
25 Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».
25 Точно так же Он взял чашу после ужина и сказал: «Эта чаша — Новый Договор с Богом, скрепленный Моей кровью. Каждый раз, когда будете пить из нее, делайте это в память обо Мне».
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
26 Это значит, что всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьете эту чашу, вы возвещаете смерть Господа — до тех пор, пока Он не вернется.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
27 Итак, всякий, кто ест хлеб Господень и пьет из Его чаши неподобающим образом, виновен перед телом и кровью Господа.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
28 Но пусть человек сам сначала испытает себя, а потом ест этот хлеб и пьет эту чашу,
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
29 потому что тот, кто ест и пьет, не признавая Тела, ест и пьет свой приговор.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
30 Вот почему среди вас так много слабых и больных, да и умерло немало.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
31 А если бы мы сначала сами испытывали себя, нас не осудил бы Бог.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
32 Но когда Господь так нас судит и наказывает, Он исправляет нас, чтобы не осудить вместе с остальным миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
33 Так вот, братья мои, когда вы собираетесь вместе на Трапезу, дожидайтесь друг друга.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
34 Если кто голоден, пусть поест дома. Не надо, чтобы ваши встречи становились вам судом. Об остальных делах распоряжусь, когда приду к вам сам.
Иов 18
1 И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал:
1 Так отвечал Билдад из Шуаха:
2 когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить.
2 «Будет ли конец плетению слов? Поразмыслите — тогда и будем говорить.
3 Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших?
3 Зачем же уподобляться скоту, быть в твоих глазах тупицами?
4 О ты, раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего?
4 Ты в гневе надрываешь себе душу — что ж, из-за тебя земле опустеть или скале сойти с места?
5 Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его.
5 Для нечестивого и свет померкнет, не останется от огня его даже искры,
6 Померкнет свет в шатре его, и светильник его угаснет над ним.
6 лишится света его жилище, и угаснет его светильник.
7 Сократятся шаги могущества его, и низложит его собственный замысл его,
7 Утратит мощь его поступь, его замыслы обернутся против него,
8 ибо он попадет в сеть своими ногами и по тенетам ходить будет.
8 ноги сами ведут его в ловушку, и идет он прямо в сети,
9 Петля зацепит за ногу его, и грабитель уловит его.
9 петля захлестнет его ногу, вопьются в тело веревки —
10 Скрытно разложены по земле силки для него и западни на дороге.
10 подстерегает его скрытая ловушка, западня на тропе поджидает.
11 Со всех сторон будут страшить его ужасы и заставят его бросаться туда и сюда.
11 Отовсюду надвигается ужас, по пятам за ним рыщет;
12 Истощится от голода сила его, и гибель готова, сбоку у него.
12 беда поглотить его хочет, и несчастье стоит за спиною.
13 Съест члены тела его, съест члены его первенец смерти.
13 Кожу его разъедает, тело гложет Первенец смерти.
14 Изгнана будет из шатра его надежда его, и это низведет его к царю ужасов.
14 Вырвут его из домашнего покоя и к Царю ужасов поведут.
15 Поселятся в шатре его, потому что он уже не его; жилище его посыпано будет серою.
15 Поселится в его жилище пламя, дом его будет засыпан серой;
16 Снизу подсохнут корни его, и сверху увянут ветви его.
16 снизу засохнут у него корни, сверху увянут у него ветви.
17 Память о нем исчезнет с земли, и имени его не будет на площади.
17 Память о нем с земли исчезнет, на улицах имя его не вспомнят;
18 Изгонят его из света во тьму и сотрут его с лица земли.
18 гонят его из света во мрак, чтобы покинул он мир земной.
19 Ни сына его, ни внука не будет в народе его, и никого не останется в жилищах его.
19 Ни детей у него, ни потомства, никто из его домашних не выжил.
20 О дне его ужаснутся потомки, и современники будут объяты трепетом.
20 Услышат о нем на западе — содрогнутся, на востоке услышат — затрепещут.
21 Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога.
21 Так бывает с обителью нечестивых, с местом, где знать не желают Бога!»
Иов 19
1 И отвечал Иов и сказал:
1 Так отвечал Иов:
2 доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами?
2 «Доколе будете меня мучить, терзать своими словами?
3 Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня.
3 Вы меня уже десять раз оскорбили, жестокости своей не стыдясь.
4 Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается.
4 Если б и вправду я заблуждался — заблуждение со мной бы и осталось.
5 Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим,
5 Если вправду надо мной вы превозноситесь и позором меня попрекаете —
6 то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью.
6 знайте: это Бог меня согнул, Его сети меня опутали.
7 Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда.
7 Я кричу „убивают!“, но нет ответа, о помощи взываю, но нет защиты.
8 Он преградил мне дорогу, и не могу пройти, и на стези мои положил тьму.
8 Преградил Он путь мне — не пройти, мраком дорогу мою покрыл;
9 Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей.
9 почет с меня совлек и венец с головы моей сорвал.
10 Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою.
10 Терзает меня со всех сторон — я гибну! Надежду, как дерево, вырвал с корнем.
11 Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими.
11 Воспылал Он на меня гневом и к врагам Своим причислил.
12 Полки Его пришли вместе и направили путь свой ко мне и расположились вокруг шатра моего.
12 Надвигаются Его полчища на меня, пролагая себе дорогу, и шатер мой уже осаждают.
13 Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня.
13 Родных Он от меня удалил, и знакомые меня сторонятся;
14 Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня.
14 оставили меня, кто был знаком и близок, забыли
15 Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их.
15 те, кого приютил в своем доме; служанки чужаком меня считают, стал я для них посторонним;
16 Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его.
16 зову слугу — а он не отвечает, приходится его упрашивать.
17 Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего.
17 Отвратительно жене дыхание мое, даже братьям я опротивел;
18 Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, и они издеваются надо мною.
18 даже мальчишки меня презирают: стоит мне появиться — дразнят.
19 Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня.
19 Стал я мерзок ближайшим друзьям, те, кого любил, против меня обратились.
20 Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожею около зубов моих.
20 Остались от меня кожа да кости, я впился зубами в собственное тело.
21 Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня.
21 Сжальтесь! Сжальтесь надо мной, друзья, меня поразила рука Божья!
22 Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться?
22 Почему вы преследуете меня, как и Бог, гложете меня ненасытно?
23 О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге
23 О если б записать мои слова, если б начертать их в свитке,
24 резцом железным с оловом, - на вечное время на камне вырезаны были!
24 резцом железным по свинцу выбить и навеки высечь на камне!
25 А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию,
25 Я знаю — жив мой Заступник! Он последний встанет над прахом!
26 и я во плоти моей узрю Бога.
26 Даже когда спадет с меня кожа, лишаясь плоти, я увижу Бога.
27 Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!
27 Я своими глазами Его увижу, не кто-то другой — я сам! Пусть даже остановится мое сердце.
28 Вам надлежало бы сказать: зачем мы преследуем его? Как будто корень зла найден во мне.
28 А вы хотите меня преследовать и меня же во всех бедах вините —
29 Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд.
29 так бойтесь меча, ибо ярость карается мечом; вы узнаете: есть высший Суд!»