Притч 24, 1 Кор 15, Иов 27, 28
Притчи 24
1 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
1 Не завидуй людям злым, не стремись стать одним из них,
2 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
2 жестокие затеи у них на уме, их уста кому-то беду готовят.
3 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
3 Мудростью возводится дом, разумением он прочен,
4 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
4 а знание наполняет покои достатком драгоценным и желанным.
5 Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.
5 Кто мудр, тот силен, кто обладает знанием, тот могуч.
6 Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.
6 Ведя войну, выслушивай советы: победа там, где советников много.
7 Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
7 Мудрость для глупца недоступна, у ворот городских ему и рта не раскрыть.
8 Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.
8 Кто замышляет зло, того прозовут коварным.
9 Помысл глупости - грех, и кощунник - мерзость для людей.
9 Затеи глупца — грех, и мерзок людям наглец.
10 Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
10 Если в день беды ты пал духом — беден ты силой.
11 Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?
11 Выручай ведомых на смерть, не отстраняйся от обреченных на гибель!
12 Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
12 Ты скажешь: «Мы же не знали об этом!» Но Испытующий сердца ведает, все знает Страж твоей жизни — Он каждому воздаст по заслугам.
13 Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
13 Сын мой, вкушай мед, ибо он хорош, ибо сладки соты для твоего рта.
14 таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
14 Такова и мудрость для души твоей, и если нашел ее — есть у тебя будущее, и надежды твои не погибнут.
15 Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,
15 Нечестивец, не устраивай засад у дома праведника, обители его не разоряй:
16 ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
16 праведник семь раз упадет — но встанет, а нечестивые споткнутся — и беда им!
17 Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
17 Пал твой враг — не радуйся, споткнулся — пусть не ликует твое сердце,
18 Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
18 иначе увидит Господь, сочтет это злом и Свой гнев от твоего врага отведет.
19 Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,
19 Не завидуй злодеям, нечестивцам не завидуй,
20 потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет.
20 ибо у зла нет будущего, и светильник нечестивых погаснет.
21 Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,
21 Бойся Господа, сын, и бойся царя, изменников сторонись,
22 потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?
22 ибо беда придет от них внезапно: сам не знаешь, какое навлекут несчастье.
23 Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде - нехорошо.
23 Вот другие слова мудрецов. Пристрастный суд — недоброе дело;
24 Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
24 кто оправдывает нечестивца — проклят народами, отвергнут племенами.
25 а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.
25 Но благо тем, кто его наказывает, снизойдет на них благословение.
26 В уста целует, кто отвечает словами верными.
26 Верный ответ — что поцелуй в уста.
27 Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.
27 Обустрой сперва двор, займись своим полем, а потом уже строй себе дом.
28 Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?
28 Не свидетельствуй ложно против ближнего — пусть не будет на устах твоих обмана.
29 Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».
29 Не говори: «Как он со мной поступил, так и я с ним, воздам ему по заслугам!»
30 Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:
30 Проходил я раз мимо поля лодыря, мимо виноградника неразумного хозяина,
31 и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.
31 так вот: повсюду разросся терновник, все заполонили сорняки, развалилась каменная ограда.
32 И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:
32 Посмотрел я, поразмыслил, вот что увидел я и понял:
33 «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, -
33 еще чуть поспишь, подремлешь, еще посидишь сложа руки —
34 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный».
34 и придет к тебе бедность, как бродяга, нагрянет нужда, как грабитель.
1 Коринфянам 15
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
1 Напоминаю вам, братья, Радостную Весть, которую я вам возвестил, а вы ее приняли и твердо на этом стоите, —
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
2 Весть, которой вы будете спасены, если будете твердо держаться того, что я вам возвестил, если ж нет — вы поверили напрасно.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
3 Итак, во-первых, я передал вам то, что сам получил: что Христос умер за наши грехи — согласно Писаниям;
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
4 что Он был похоронен, на третий день воскрешен — согласно Писаниям;
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
5 явился Кифе, потом двенадцати,
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
6 потом явился более чем пятистам братьям одновременно (из них некоторые уже умерли, но большинство живы до сих пор);
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
7 потом явился Иакову, потом всем апостолам
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
8 и самому последнему явился мне, жалкому недоноску!
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
9 Я ведь из всех апостолов самый малый, я недостоин зваться апостолом, потому что преследовал Церковь Бога.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
10 Но по Божьей доброте я есть то, что есть, и доброта Его ко мне не оказалась тщетной: я трудился усерднее всех остальных, то есть не я, конечно, а Божья доброта вместе со мной.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
11 Поэтому нет разницы, пришел бы к вам я или они. Это то, что мы все проповедуем, и то, во что вы поверили.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых ?
12 Итак, если Христос был воскрешен, как мы проповедуем, то как могут некоторые из вас говорить, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
13 Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
14 А если Христос не воскрес, то и нам нечего проповедовать, и вам не во что верить.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
15 Более того, мы оказываемся лжесвидетелями, которые свидетельствуют против Бога, заявляя, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал, потому что мертвые не воскресают.
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
16 Ведь если мертвые не воскресают, значит, не воскрес и Христос.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
17 И если Христос не воскрес, вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
18 Значит, и те, кто умер с верой в Христа, навсегда погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
19 И если наша надежда на Христа годится лишь для этой жизни, мы самые жалкие люди на свете.
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
20 Но Христос действительно встал из мертвых — первым из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
21 Потому что как смерть пришла через человека, так и воскресение мертвых — через человека.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
22 И как все, сопричастные Ада́му, умирают, так и все, сопричастные Христу, будут возвращены к жизни.
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
23 Но каждый в свою очередь: сначала Христос; потом, когда Он вернется, все Христовы;
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
24 потом будет конец, Христос одолеет всех духов — Начала, Власти и Силы — и передаст Царство Отцу, Богу.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
25 Потому что Ему предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не «повергнет всех врагов Ему под ноги».
26 Последний же враг истребится - смерть,
26 И последний падет враг — смерть.
27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.
27 Потому что Бог «все поверг Ему под ноги». Но хотя и сказано, что все повергнуто, ясно, что за исключением Того, кто все Ему поверг.
28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
28 Когда Он все отдаст Ему под начало, тогда и сам Сын отдаст себя под начало Тому, кто отдал Ему все под начало, — чтобы Бог был все во всем.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
29 Если бы это было не так, зачем бы люди стали принимать крещение за мертвых? Если мертвые вообще не встают, зачем тогда креститься за них?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
30 Зачем и нам ежечасно подвергать себя опасности?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
31 А я, братья, каждый день смотрю смерти в глаза, готов поклясться в этом гордостью, которую испытываю за вас перед Господом нашим Христом Иисусом!
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
32 И будь мои побуждения чисто человеческие, с какой стати я стал бы бороться со зверями в Эфе́се? Какая мне от этого польза? Если мертвые не воскресают, «давайте есть и пить, ведь завтра мы умрем!»
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
33 Не обманывайтесь! «Портит дурная компания самые лучшие нравы».
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
34 Пробудитесь к трезвой и честной жизни, перестаньте грешить! А ведь среди вас есть такие, кто понятия не имеет о Боге. Я говорю это, чтобы вас пристыдить!
35 Но скажет кто-нибудь: «как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?»
35 Но кто-нибудь спросит: «А как мертвые воскресают? И каким будет их тело, когда они возвратятся?»
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
36 Глупый! Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
37 И сеешь ты не растение целиком, а просто зернышко, пшеничное, например, или какое иное.
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
38 А Бог придает ему телесный облик, какой предназначил; облик этот у всех разный.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
39 Тело не у всех одинаково, скажем, тело человека отличается от тела животного, птицы — от рыбы.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
40 А есть и небесные тела, и тела земные. У небесных тел своя красота, а у земных — своя.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
41 Один блеск у солнца, другой — у луны и звезд. Звезды тоже отличаются блеском друг от друга.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
42 То же и с воскресением мертвых: кладется в землю тленное — встает нетленное;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
43 кладется уродливое — встает прекрасное; кладется слабое — встает могущественное;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
44 кладется материальное — встает духовное. Если есть материальное, есть и духовное.
45 Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий.
45 В Писании так и сказано: «Стал первый человек Адам живым существом». А последний Адам стал животворящим Духом.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
46 Не духовное предшествует материальному, а сначала материальное и лишь потом духовное.
47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.
47 Первый человек — земной, из «праха земного», а второй человек — с небес.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
48 Каков земной, таковы и земные. Каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
49 И как мы несли на себе образ земного, так будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
50 Поэтому говорю вам, братья: у земного человека из плоти и крови нет наследия в Царстве Бога и смертное не сопричастно бессмертному.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
51 Я открою вам тайну, братья: не все мы умрем, но все изменимся —
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
52 в один миг, в мгновение ока, при звуке последней трубы. Она прозвучит — и мертвые встанут нетленными, и мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
53 То, что тленно, должно облечься в нетление, и смертное облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».
54 И когда тленное облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие, тогда исполнятся слова Писания: «Уничтожена смерть! Победа!
55 «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»
55 Где твоя, смерть, победа? Где твое, смерть, жало?»
56 Жало же смерти - грех; а сила греха - закон.
56 А жало смерти — грех. Силу же грех получил от Закона.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
57 Но благодарение Богу, Он дал нам победу через Господа нашего Иисуса Христа.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
58 Так вот, братья мои любимые, будьте стойки, будьте неколебимы. Отдавайте себя без остатка работе для Господа, ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен.
Иов 27
1 И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал:
1 Иов так продолжил свою речь:
2 жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою,
2 «Жив Бог, отказавший мне в правосудии, жив Всесильный, обрекший меня на горечь!
3 что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих,
3 Доколе дыхание мое не иссякло, пока ноздри не покинул дух Божий,
4 не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!
4 уста мои превратного не скажут и ложь с языка не слетит.
5 Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей.
5 Ни за что я с вами не соглашусь, пока жив, не отрекусь от своей непорочности;
6 Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои.
6 правоты своей держусь я неотступно, за прожитое — не обличает меня сердце.
7 Враг мой будет, как нечестивец, и восстающий на меня, как беззаконник.
7 Пусть враг будет причислен к нечестивцам, противник мой — к злодеям!
8 Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?
8 На что надеяться безбожнику, когда будет отвергнут он, когда Бог возьмет у него жизнь?
9 Услышит ли Бог вопль его, когда придет на него беда?
9 Станет ли Бог слушать его крик, когда постигнет его беда?
10 Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время?
10 Разве ищет он отраду во Всесильном, призывает ли во всякий час Бога?
11 Возвещу вам, что в руке Божией; что у Вседержителя, не скрою.
11 Я поведаю вам о руке Божьей, не скрою правды о Всесильном.
12 Вот, все вы и сами видели; и для чего вы столько пустословите?
12 Неужели вы не видите сами? Так к чему же пустые разговоры?
13 Вот доля человеку беззаконному от Бога, и наследие, какое получают от Вседержителя притеснители.
13 Вот каков удел нечестивцу от Бога, вот что притеснитель от Всесильного получит:
14 Если умножаются сыновья его, то под меч; и потомки его не насытятся хлебом.
14 пусть много у него детей — добычей меча они станут, отпрыскам его досыта не есть;
15 Оставшихся по нем смерть низведет во гроб, и вдовы их не будут плакать.
15 а тех, кто выживет, чума сведет в могилу, и вдовы их не оплачут.
16 Если он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежд, как брение,
16 Пусть накопит он серебра, что пыли, одеяний — что комьев глины;
17 то он наготовит, а одеваться будет праведник, и серебро получит себе на долю беспорочный.
17 что он бережет — то праведник наденет, невиновный серебро его получит.
18 Он строит, как моль, дом свой и, как сторож, делает себе шалаш;
18 Дом его — как паутина, как шалаш сторожа в поле;
19 ложится спать богачом и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот.
19 уснет он богачом, да и только: поутру глаза откроет — все исчезло.
20 Как воды, постигнут его ужасы; в ночи похитит его буря.
20 Захлестнет его ужас, как потоп, ночью ураган его похитит;
21 Поднимет его восточный ветер и понесет, и он быстро побежит от него.
21 вихрь налетит из восточных пустынь, сорвет его с места и унесет;
22 Устремится на него и не пощадит, как бы он ни силился убежать от руки его.
22 обрушится на него беспощадно, заставит бежать без оглядки!
23 Всплеснут о нем руками и посвищут над ним с места его!
23 И будут хлопать в ладоши и свистеть ему вслед». —
Иов 28
1 Так! у серебра есть источная жила, и у золота место, где его плавят.
1 «Да, есть горнило для серебра, есть плавильня, где золото очищают.
2 Железо получается из земли; из камня выплавляется медь.
2 Железо берут из земли, и медь выплавляют из камня.
3 Человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной.
3 Люди кладут предел тьме, добираются до самых глубин, где лишь камень и мрак кромешный;
4 Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою, спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей.
4 роют шахты в безлюдных местах, где ничья нога не ступала, и вдали ото всех в забое висят.
5 Земля, на которой вырастает хлеб, внутри изрыта как бы огнем.
5 Ведь земля, родящая хлеб, в глубине оплавлена как огнем;
6 Камни ее - место сапфира, и в ней песчинки золота.
6 в ее глыбах таятся сапфиры и крупицы золота сокрыты.
7 Стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна;
7 Тропу туда и орел не разведал, глаз сокола не высмотрел ее;
8 не попирали ее скимны, и не ходил по ней шакал.
8 не хаживал по ней зверь горделивый, лапа львиная не ступала.
9 На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы;
9 А люди берутся за скалу и гору выворачивают с корнем;
10 в скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз его;
10 в камне прорубают каналы, и сокровища предстают их взору;
11 останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет.
11 они добираются до истоков рек, потаенное выводят на свет.
12 Но где премудрость обретается? и где место разума?
12 Но откуда берется мудрость и где добывают разум?
13 Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых.
13 Путь к ней человеку неведом, и в стране живых ее не сыщешь.
14 Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня.
14 Скажет бездна: „Во мне ее нет“. Скажет море: „Нет и у меня“.
15 Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра;
15 Червонным золотом за нее не заплатишь, и серебра за нее не отвесишь;
16 не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром;
16 ее не купишь за самородки Офира, за самоцветы — оникс с сапфиром;
17 не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
17 ни златом, ни стеклом ее не оценишь, на драгоценный сосуд не сменяешь.
18 А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов.
18 О хрустале, о кораллах и не думай, мудрость добыть труднее, чем жемчуг;
19 Не равняется с нею топаз Ефиопский; чистым золотом не оценивается она.
19 кушитскими топазами ее не оценишь и за чистое золото не купишь.
20 Откуда же исходит премудрость? и где место разума?
20 Так откуда же приходит мудрость и где добывают разум?
21 Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена.
21 Утаена она от глаз всего живого, сокрыта даже от птиц небесных.
22 Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней.
22 Гибель и Смерть о ней скажут: „Знаем только понаслышке“.
23 Бог знает путь ее, и Он ведает место ее.
23 Но путь к ней ведает Бог, только Он знает, где она:
24 Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом.
24 взор Его достигает края земли, и все, что под небесами, Он видит.
25 Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере,
25 Когда Он взвешивал ветры, когда полагал меру водам,
26 когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной,
26 когда давал Он устав дождям и бурям громовым указывал дорогу —
27 тогда Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее
27 тогда Он увидел мудрость и исчислил, и утвердил ее, испытав.
28 и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум.
28 А человеку сказал: „Господа бояться — вот в чем мудрость; сторониться зла — вот в чем разум“».