Притч 19, Еф 2, Еккл 3, 4, 5
Притчи 19
1 Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый.
1 Лучше бедняк, что живет непорочно, чем лжец, да к тому же глупец.
2 Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
2 Нет добра душе без познания, и торопливые ноги оступятся.
3 Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
3 Дурость сбивает человека с пути его, а сердце его на Господа злится.
4 Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.
4 Богатство умножает число друзей, а бедность с друзьями разлучает.
5 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
5 Не уйдет от возмездия лжесвидетель, и кто дышит ложью — не уцелеет.
6 Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки.
6 Многие заискивают перед знатными, и со щедрым на подарки всякий дружит.
7 Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
7 Ненавистен бедняк даже братьям, и друзья его избегают: спешит он слово молвить, а их уж нет!
8 Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
8 Кто желает себе добра, тот ищет разума: храня мудрость, обретет он благо.
9 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
9 Не уйдет от возмездия лжесвидетель, и кто дышит ложью — погибнет.
10 Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
10 Не пристало глупцу жить в роскоши, а тем более рабу — князьями править.
11 Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам.
11 Благоразумие удержит от гнева, величие — в прощении проступков.
12 Гнев царя - как рев льва, а благоволение его - как роса на траву.
12 Царская ярость — как рык львиный, а милость царя — как роса на траве.
13 Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба.
13 Глупый сын — несчастье для отца, а сварливая жена — что дырявая крыша.
14 Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.
14 Дом и богатство — наследство от отцов, а разумная жена — дар от Господа.
15 Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
15 Лень доводит до сонной одури, а нерадивость — до голода.
16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
16 Хранящий заповедь сохраняет жизнь, а кто не выбирает путь — погибнет.
17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
17 Кто нищему подает — одалживает Господу, и Господь вернет ему сполна.
18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
18 Вразумляй сына, пока не поздно, смотри, не погуби его.
19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
19 Грубиян пусть понесет наказание, если дашь ему поблажку — будет хуже.
20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
20 Слушай советы, принимай наставления, и станешь со временем мудрее.
21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
21 Много замыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что решил Господь.
22 Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
22 В людях ценится верность, и бедняк лучше, чем лжец.
23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
23 Люди живы страхом Господним — кто исполнен им, спит спокойно, и беда его не постигнет.
24 Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
24 Запустит лодырь руку в блюдо, а до рта не донесет.
25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
25 Накажешь наглеца — простаки образумятся, отчитаешь разумного — он поймет твою науку.
26 Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный.
26 Кто груб с отцом, кто гонит мать — стыд и позор такому сыну!
27 Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
27 Сын! Не станешь слушать наставления — попадешь впросак без слов разумных.
28 Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
28 Негодный свидетель глумится над правосудием, преступление — пища для нечестивцев.
29 Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых.
29 Наглецу не миновать суда, а спине глупца — побоев.
Ефесянам 2
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
1 И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
2 из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира, покоряясь владыке поднебесного мира, духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу.
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
3 Ведь мы все тоже из их числа, мы тоже жили по законам плотской природы, исполняя все вожделения нашего тела и ума, и из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми Суду Божьего гнева.
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
4 Но Бог, богатый милостью, по великой Своей любви, которой Он полюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, -
5 мертвых от грехов, оживил нас вместе с Христом. По доброте Его вы спасены!
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
6 Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас и усадил в небесах рядом с Ним,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
7 чтобы через Христа Иисуса явить всем грядущим векам неизмеримое богатство Своей милости, Своей доброты к нам.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
8 Вы спасены — через веру — Его великой добротой! И не за ваши заслуги — это Божий дар!
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
9 И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!
10 Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
10 Это Бог сделал нас теми, кто мы есть, создав нас, через единение с Христом Иисусом, для добрых дел, которые Он нам изначально предназначил совершить.
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
11 Поэтому помните, что вы, язычники по рождению, люди, которых называли «необрезанными» так называемые обрезанные с их телесным обрезанием, —
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
12 помните, что в то время вы жили без Христа. Вы были чужестранцами, а не входили в число народа Божьего Изра́иля. Обещания, которые Бог дал Своему народу, к вам не относились. Вы жили в этом мире без надежды и без Бога!
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
13 А теперь — в единении с Христом Иисусом — вы, некогда далекие, стали близкими благодаря крови Христа.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
14 Ведь это Он — наш мир, Он, соединивший иудеев и язычников в один народ; Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла нас;
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
15 отменивший Закон с его уставами и правилами, чтобы, установив мир, создать в единении с Собой из двух человек одного нового
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
16 и обоих, в едином теле, примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив Собой вражду.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
17 И Он, придя, принес Радостную Весть о мире вам, жившим вдали от Бога, и тем, кто рядом с Ним.
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
18 Так что благодаря Ему мы — и иудеи, и язычники — имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
19 Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы, вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы.
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
20 Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами и пророками, краеугольный камень которого — Христос Иисус.
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
21 Он скрепляет собой все здание и воздвигает его, превращая в Храм, посвященный Господу.
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
22 В единении с Ним и вы созидаетесь, чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога.
Екклесиаст 3
1 Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
1 Всему есть срок, есть время всякому делу под небом.
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
2 Время рождаться и время умирать; время сажать и время корчевать;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
3 время убивать и время исцелять; время рушить и время строить;
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
4 время плакать и время смеяться; время рыданий и время плясок;
5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
5 время разбрасывать камни и время их собирать; время обнимать и время избегать объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
6 время искать и время терять; время хранить и время выбрасывать;
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
7 время рвать и время сшивать; время молчать и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
8 время любить и время ненавидеть; время войне и время миру.
9 Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
9 Что пользы человеку в его трудах?
10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
10 Я видел работу, которую дал людям Бог на мученье.
11 Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
11 Все, что Бог сотворил, прекрасно во время свое; вложил Он в сердца людей и вечность, но от начала до конца человек Божьих дел не постигнет.
12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
12 И узнал я, что нет для людей иного счастья, кроме как веселиться и наслаждаться, пока они живы.
13 И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий.
13 И если человек ест и пьет, если он изведал счастье в трудах, то это дано ему Богом.
14 Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицом Его.
14 Узнал я, что всякое Божье дело пребудет вовек: к нему не прибавить, от него не отнять. Бог делает так, чтобы Его боялись.
15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, - и Бог воззовет прошедшее.
15 Что есть, то было и раньше, и что будет, уже было, и Бог возвратит прошедшее.
16 Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
16 Еще я видел под солнцем место правосудия — и там беззаконие, место справедливости — и там злодей.
17 И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».
17 Сказал я себе: и праведника и злодея будет судить Бог, ибо есть свой срок всякому делу и событию.
18 Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
18 И сказал я себе: а что до людей, то Бог испытывает их, чтобы показать им, что сами по себе они — лишь скот.
19 потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!
19 Одна участь ждет людей и животных: умирают и те и другие, и дыхание у тех и других одно, и ничем человек не лучше животных, ибо все — пустое.
20 Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах.
20 Все уходит туда же: из пыли земной все явилось и все возвращается в пыль.
21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
21 Кто знает, возносится ли дух человека вверх и нисходит ли дух животного вниз, в землю?
22 Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
22 И понял я, что нет для человека ничего лучше, чем наслаждаться своими делами. Это его удел, ибо кто покажет ему, что́ будет после него?
Екклесиаст 4
1 И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их - сила, а утешителя у них нет.
1 И увидел я все притеснения, что творятся под солнцем, и слезы притесняемых, и что нет им утешителя. На стороне обидчиков — сила, и утешителя нет.
2 И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;
2 Я понял, что лучше тем, кто уже умер, чем тем, кто еще жив.
3 а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.
3 А лучше всего тому, кто еще не рожден и не видел злых дел, что творятся под солнцем.
4 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!
4 Видел я, что всякий труд и умение в делах рождают между людьми зависть. И это — пустое, это — погоня за ветром.
5 Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.
5 Глупый складывает руки и поедает собственную плоть.
6 Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.
6 Лучше одна горсть в покое, чем две горсти в тяжких трудах и погоне за ветром.
7 И обратился я и увидел еще суету под солнцем;
7 И еще увидел я пустое под солнцем.
8 человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это - суета и недоброе дело!
8 Человек один, и нет рядом с ним другого, нет у него ни сына, ни брата. Нет конца его трудам, и не радует его вид собственного богатства. Для кого же тружусь я и лишаю свою душу счастья? Это — пустое, это — тягостная работа.
9 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:
9 Двоим лучше, чем одному, ибо их труды будут вознаграждены.
10 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
10 Если упадут, один поднимет другого. А если упадет одинокий и некому его поднять?
11 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?
11 Лягут двое, и им тепло, а как согреться одному?
12 И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.
12 Легко одолеть одного, а двое смогут устоять, и тройная нить оборвется не скоро.
13 Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы;
13 Лучше бедный, но разумный юноша, чем старый и глупый царь, не желающий внимать советам.
14 ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным.
14 Юноша вышел из темницы и стал царем, хотя и родился бедняком в царствование того.
15 Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того.
15 И увидел я, что рядом с каждым из живущих, пока он ходит под солнцем, идет ребенок, который займет его место.
16 Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это - суета и томление духа!
16 Бесчислен народ, не счесть и тех, кто жил прежде, однако потомки их не прославят. И это — пустое, это — погоня за ветром и томление духа.
17 Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.
17 Ступай осторожно, направляясь в Божий дом. Лучше приходить туда и слушать, чем приносить жертву, как глупцы. Они неразумны и потому творят зло.
Екклесиаст 5
1 Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги.
1 Не давай устам твоим торопиться, и пусть не спешит твое сердце начать перед Богом речь. Бог на небе, а ты на земле, пусть же будет речь твоя краткой.
2 Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.
2 От множества забот приходят сновидения. Где много слов, там говорит глупец.
3 Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.
3 Дав Богу обет, не откладывая исполни. Неугодны Ему глупцы, ты же исполни свой обет.
4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.
4 Лучше не обещать, чем обещать и не исполнить.
5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим: «это - ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
5 Не позволяй устам вводить тебя в грех: не говори вестнику, что это была ошибка. Не гневи Бога речами, чтобы не погубил Он дело твоих рук.
6 Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, - много суеты; но ты бойся Бога.
6 Где много снов — много пустословия, но ты бойся Бога!
7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший;
7 Если увидишь в какой стране, что бедного притесняют, что попраны правосудие и справедливость, не удивляйся тому, ибо над начальником есть другой начальник, а иные поставлены выше их обоих.
8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.
8 Но любой прибыток дает земля, ибо поле и царя кормит.
9 Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета!
9 Тому, кто любит серебро, всегда будет его не хватать; тот, кто любит изобилие, никогда его не достигнет. И это — пустое.
10 Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?
10 Где много богатств, много и едоков. Что пользы хозяину, кроме как глядеть на это?
11 Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.
11 Сладко спит работник, много он съел или мало, а того, кто богат, сытость лишает сна.
12 Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.
12 Злую беду видел я под солнцем: богатство человека идет ему во вред.
13 И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.
13 Из-за неудачи в делах теряет он свое богатство и ничего не может оставить родному сыну.
14 Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.
14 Каким вышел человек из материнского чрева, таким и вернется — нагим, не унося в руке ничего от своих трудов.
15 И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер?
15 Это злая беда: каким пришел он, таким и уйдет, и к чему было трудиться на ветер?
16 А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.
16 Во все дни он ест во тьме, испытывает множество горестей, болезни и гнев.
17 Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля.
17 И понял я, что лучше всего человеку есть, пить и быть счастливым в трудах под солнцем во все дни, отмеренные ему Богом, ибо это его удел.
18 И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий.
18 Если Бог дает человеку имущество и богатства, дает пользоваться ими, получить свой удел и наслаждаться трудами, то это дар от Бога.
19 Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его.
19 Человек не станет много размышлять о числе дней своей жизни, если Бог посылает радость его сердцу.