1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, | 1 Ведь этот самый Мелхиседек, царь Салима, священник Всевышнего Бога, встретил Авраама, когда тот возвращался после разгрома царей, и благословил его, |
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, | 2 и Авраам уделил ему десятую часть всей добычи. Имя его, во-первых, переводится как «царь справедливый», а во-вторых, он еще и царь Салима, то есть «царь миролюбивый». |
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. | 3 У него нет ни отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца. Уподобленный Сыну Бога, он остается священником навсегда. |
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. | 4 Вы только посмотрите, сколь велик должен быть тот, кому сам патриарх Авраам дал десятую часть отборнейшей добычи. |
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. | 5 Потомков Левия, исполняющих службу священников, Закон обязал облагать десятиной народ, то есть своих братьев, хотя они потомки Авраама. |
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. | 6 А этот, хотя и не из рода Левия, взял десятину с Авраама и благословил его, уже имевшего обещание от Бога. |
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. | 7 Вне всякого сомнения, только меньший может получать благословение от большего. |
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет. | 8 Тем более, что десятину получают люди смертные, а там ее получил человек, о котором Писание свидетельствует, что он жив. |
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: | 9 И Левий, получая десятину, сам был, так сказать, обложен десятиной, которую он уплатил через Авраама. |
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. | 10 Ведь Мелхиседек встретил его, когда он еще не родился и был, так сказать, еще внутри своего предка. |
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? | 11 Если бы совершенства можно было достигнуть через левитское священство (ведь Закон был дан народу на его основе), тогда зачем было нужно, чтобы говорилось о появлении другого Священника, подобного Мелхиседеку, а не такого, как Аарон? |
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. | 12 Ведь перемена священства неизбежно означает и перемену Закона. |
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. | 13 Тот, о ком идет речь, принадлежит к другому племени, из которого никто никогда не служил при жертвеннике. |
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. | 14 Общеизвестно, что наш Господь родом из племени Иуды, а Моисей, говоря о священниках, ничего не говорит относительно этого племени. |
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, | 15 И что еще очевиднее, явился новый Священник, Тот, кто подобен Мелхиседеку, |
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. | 16 кто стал Священником не по закону о земном происхождении, но силою нетленной жизни. |
17 Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». | 17 Ведь Писание свидетельствует: «Ты — Священник навек, по чину Мелхиседека». |
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, | 18 Итак, произошла отмена предыдущего установления, из-за его слабости и бесполезности — |
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. | 19 Закон ведь ничего не сделал совершенным, — и была дана новая надежда, благодаря которой мы приближаемся к Богу. |
20 И как сие было не без клятвы, - | 20 И здесь не обошлось без клятвы! Другие становились священниками без всякой клятвы, |
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: «клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека», - | 21 но Он — с клятвой, потому что Бог сказал Ему: «Поклялся Господь и не передумает: Ты — Священник навек!» |
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус. | 22 Клятва эта показывает, насколько лучше тот Договор с Богом, поручителем за который стал Иисус. |
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; | 23 И священников было много потому, что смерть мешала им продолжать служение. |
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, | 24 Но у Иисуса, живущего вечно, бессменное священство. |
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. | 25 Поэтому Он и может всегда спасать тех, кто приходит через Него к Богу, ибо Он живет вечно, чтобы ходатайствовать за них. |
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, | 26 Вот такой Первосвященник и нужен был нам — святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и ставший превыше небес. |
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. | 27 Ему не нужно, как другим первосвященникам, день за днем приносить жертвы сначала за собственные грехи, а потом уже за грехи народа. Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя. |
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. | 28 Ведь Закон ставит первосвященниками людей с их слабостями, а клятвенное Слово Бога, данное после Закона, поставило Первосвященником Сына, ставшего совершенным навеки. |