1 Коринфянам
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
1 Напоминаю вам, братья, Радостную Весть, которую я вам возвестил, а вы ее приняли и твердо на этом стоите, —
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
2 Весть, которой вы будете спасены, если будете твердо держаться того, что я вам возвестил, если ж нет — вы поверили напрасно.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
3 Итак, во-первых, я передал вам то, что сам получил: что Христос умер за наши грехи — согласно Писаниям;
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
4 что Он был похоронен, на третий день воскрешен — согласно Писаниям;
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
5 явился Кифе, потом двенадцати,
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
6 потом явился более чем пятистам братьям одновременно (из них некоторые уже умерли, но большинство живы до сих пор);
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
7 потом явился Иакову, потом всем апостолам
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
8 и самому последнему явился мне, жалкому недоноску!
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
9 Я ведь из всех апостолов самый малый, я недостоин зваться апостолом, потому что преследовал Церковь Бога.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
10 Но по Божьей доброте я есть то, что есть, и доброта Его ко мне не оказалась тщетной: я трудился усерднее всех остальных, то есть не я, конечно, а Божья доброта вместе со мной.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
11 Поэтому нет разницы, пришел бы к вам я или они. Это то, что мы все проповедуем, и то, во что вы поверили.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых ?
12 Итак, если Христос был воскрешен, как мы проповедуем, то как могут некоторые из вас говорить, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
13 Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
14 А если Христос не воскрес, то и нам нечего проповедовать, и вам не во что верить.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
15 Более того, мы оказываемся лжесвидетелями, которые свидетельствуют против Бога, заявляя, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал, потому что мертвые не воскресают.
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
16 Ведь если мертвые не воскресают, значит, не воскрес и Христос.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
17 И если Христос не воскрес, вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
18 Значит, и те, кто умер с верой в Христа, навсегда погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
19 И если наша надежда на Христа годится лишь для этой жизни, мы самые жалкие люди на свете.
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
20 Но Христос действительно встал из мертвых — первым из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
21 Потому что как смерть пришла через человека, так и воскресение мертвых — через человека.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
22 И как все, сопричастные Ада́му, умирают, так и все, сопричастные Христу, будут возвращены к жизни.
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
23 Но каждый в свою очередь: сначала Христос; потом, когда Он вернется, все Христовы;
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
24 потом будет конец, Христос одолеет всех духов — Начала, Власти и Силы — и передаст Царство Отцу, Богу.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
25 Потому что Ему предназначено царствовать до тех пор, пока Бог не «повергнет всех врагов Ему под ноги».
26 Последний же враг истребится - смерть,
26 И последний падет враг — смерть.
27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.
27 Потому что Бог «все поверг Ему под ноги». Но хотя и сказано, что все повергнуто, ясно, что за исключением Того, кто все Ему поверг.
28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
28 Когда Он все отдаст Ему под начало, тогда и сам Сын отдаст себя под начало Тому, кто отдал Ему все под начало, — чтобы Бог был все во всем.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
29 Если бы это было не так, зачем бы люди стали принимать крещение за мертвых? Если мертвые вообще не встают, зачем тогда креститься за них?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
30 Зачем и нам ежечасно подвергать себя опасности?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
31 А я, братья, каждый день смотрю смерти в глаза, готов поклясться в этом гордостью, которую испытываю за вас перед Господом нашим Христом Иисусом!
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
32 И будь мои побуждения чисто человеческие, с какой стати я стал бы бороться со зверями в Эфе́се? Какая мне от этого польза? Если мертвые не воскресают, «давайте есть и пить, ведь завтра мы умрем!»
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
33 Не обманывайтесь! «Портит дурная компания самые лучшие нравы».
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
34 Пробудитесь к трезвой и честной жизни, перестаньте грешить! А ведь среди вас есть такие, кто понятия не имеет о Боге. Я говорю это, чтобы вас пристыдить!
35 Но скажет кто-нибудь: «как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?»
35 Но кто-нибудь спросит: «А как мертвые воскресают? И каким будет их тело, когда они возвратятся?»
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
36 Глупый! Зерно, которое сеешь, не воспрянет к жизни, пока не умрет.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
37 И сеешь ты не растение целиком, а просто зернышко, пшеничное, например, или какое иное.
38 но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
38 А Бог придает ему телесный облик, какой предназначил; облик этот у всех разный.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
39 Тело не у всех одинаково, скажем, тело человека отличается от тела животного, птицы — от рыбы.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
40 А есть и небесные тела, и тела земные. У небесных тел своя красота, а у земных — своя.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
41 Один блеск у солнца, другой — у луны и звезд. Звезды тоже отличаются блеском друг от друга.
42 Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
42 То же и с воскресением мертвых: кладется в землю тленное — встает нетленное;
43 сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
43 кладется уродливое — встает прекрасное; кладется слабое — встает могущественное;
44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
44 кладется материальное — встает духовное. Если есть материальное, есть и духовное.
45 Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий.
45 В Писании так и сказано: «Стал первый человек Адам живым существом». А последний Адам стал животворящим Духом.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
46 Не духовное предшествует материальному, а сначала материальное и лишь потом духовное.
47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.
47 Первый человек — земной, из «праха земного», а второй человек — с небес.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
48 Каков земной, таковы и земные. Каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
49 И как мы несли на себе образ земного, так будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
50 Поэтому говорю вам, братья: у земного человека из плоти и крови нет наследия в Царстве Бога и смертное не сопричастно бессмертному.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
51 Я открою вам тайну, братья: не все мы умрем, но все изменимся —
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
52 в один миг, в мгновение ока, при звуке последней трубы. Она прозвучит — и мертвые встанут нетленными, и мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
53 То, что тленно, должно облечься в нетление, и смертное облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».
54 И когда тленное облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие, тогда исполнятся слова Писания: «Уничтожена смерть! Победа!
55 «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?»
55 Где твоя, смерть, победа? Где твое, смерть, жало?»
56 Жало же смерти - грех; а сила греха - закон.
56 А жало смерти — грех. Силу же грех получил от Закона.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
57 Но благодарение Богу, Он дал нам победу через Господа нашего Иисуса Христа.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
58 Так вот, братья мои любимые, будьте стойки, будьте неколебимы. Отдавайте себя без остатка работе для Господа, ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен.