1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? | 1 Гала́ты, глупцы, кто вас сглазил?! Вы же, казалось, собственными глазами видели распятого Иисуса Христа, когда слушали мою Весть! |
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? | 2 Об одном только хочу у вас спросить: вы получили Духа потому, что исполняли Закон, или потому, что, услышав Радостную Весть, поверили? |
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? | 3 Неужели вы так глупы, что начали с Духа, а кончаете людскими уставами?! |
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! | 4 Или все то, что вы пережили, пустой звук? Быть не может! |
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? | 5 Неужели Бог дарует вам Духа и творит среди вас чудеса потому, что вы исполняете предписания Закона, а не потому, что вы, услышав Его Весть, поверили? |
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. | 6 Вот, к примеру, Авраам. Он «поверил Богу — и в этом Бог увидел его праведность». |
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. | 7 Вы, конечно, понимаете, что сыны Авраама — это те, кто верит. |
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословятся все народы». | 8 И Писание предвидело, что Бог за веру оправдает языческие народы, и впервые возвестило Радостную Весть уже тогда, когда Аврааму было сказано: «Через тебя все народы получат благословение Бога». |
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом, | 9 Следовательно, вместе с Авраамом, поверившим Богу, получат благословение все те, кто верит. |
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона ». | 10 И наоборот: кто полагается на дела Закона, тем грозит проклятие, потому что «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего того, что написано в книге Закона». |
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. | 11 А что через Закон никто не получит у Бога оправдания, ясно из следующих слов: «Праведник благодаря вере будет жив». |
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. | 12 Закон же не имеет никакого отношения к вере, ведь в нем сказано: «Только тот, кто исполнит все предписания Закона, будет жить». |
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»), | 13 Христос избавил нас от проклятия Закона, приняв проклятие вместо нас на Себя, потому что сказано: «Проклят тот, кто повешен на дереве». |
14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. | 14 Все это было для того, чтобы благословение, обещанное Аврааму, через Христа Иисуса было дано и язычникам, чтобы и мы получили обещанный дар Духа за веру. |
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. | 15 Братья, приведу пример из повседневной жизни: если человек сделает завещание по всем правилам, его никто не сможет ни опротестовать, ни что-либо к нему прибавить. |
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос. | 16 Аврааму же и его потомку дал обещание Бог (заметьте, что сказано не «потомкам», как говорят, когда речь идет о многих, а «твоему потомку» — так говорят об одном, это Христос). |
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. | 17 Этим я хочу сказать: Закон, который появился четыреста тридцать лет спустя, не может лишить силы утвержденный Богом завет и отменить то, что было в нем обещано. |
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. | 18 Ведь если право наследования дает один только Закон, то его нельзя получить по обещанию. Но Бог именно так и дал Свой дар Аврааму — по обещанию! |
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. | 19 Для чего же тогда Закон? Он был добавлен в связи с преступлениями. Он действовал до тех пор, пока не пришел «Потомок», к которому относится обещание. Закон установлен через ангелов и с помощью посредника. |
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один. | 20 Но посредник нужен только там, где есть две договаривающиеся стороны. Бог же один! |
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; | 21 Так значит, Закон противоречит обещаниям Бога? Ни в коем случае! Ведь если бы люди получили Закон, способный давать жизнь, их оправдание, конечно же, полностью зависело бы от исполнения Закона. |
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. | 22 Но Писание говорит, что все во власти греха, так что обещание дается только через веру в Иисуса Христа и только тем, кто верит. |
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. | 23 Пока не настало время веры, мы были заключены под стражу Закона до явления грядущей веры. |
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; | 24 Итак, Закон был к нам приставлен как суровый воспитатель до тех пор, пока не пришел Христос, чтобы мы были оправданы за веру. |
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. | 25 А когда настало время веры, мы вышли из-под надзора воспитателя. |
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; | 26 Ведь все вы через веру сыны Бога в единении с Христом Иисусом. |
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. | 27 Ведь крестившись, чтобы соединиться с Христом, все вы облеклись в Христа. |
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. | 28 И нет уже ни еврея, ни язычника; ни раба, ни свободного; ни мужчины, ни женщины — вы все одно существо в единении с Христом Иисусом. |
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники. | 29 А если вы — Христовы, значит, вы — потомки Авраама и наследники того, что обещано. |