1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. | 1 Поэтому нам следует еще крепче держаться того, что мы услышали, не то нас снесет течением. |
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, | 2 Ведь если весть, возвещенная некогда через ангелов, была столь непреложна, что любое отступление или ослушание влекло за собой заслуженную кару, |
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, | 3 то разве избежим ее мы, если станем пренебрежительно относиться к тому, что столь велико, — к спасению? Начало вести о спасении было положено словами самого Господа, и истинность ее нам подтвердили те, которые Его услышали. |
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле? | 4 К тому же Сам Бог прибавил Свое свидетельство о нем — знаками, чудесами, многообразными дивными делами и дарами Святого Духа, которыми Он наделял по собственной воле. |
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; | 5 Ведь не ангелам же отдал Бог в подчинение ту будущую вселенную, о которой мы говорим! |
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? | 6 Сказал же кто-то ясно где-то в Писании: «Что такое человек, что Ты помнишь о нем? Что такое дитя человеческое, что Ты печешься о нем? |
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих, | 7 Ты на краткое время поставил его ниже ангелов, Ты увенчал его славой и честью, |
8 все покорил под ноги его». Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; | 8 все поверг Ты к его стопам!» Значит, Бог, подчинив все человеку, не оставил ничего, что не было бы ему подчинено. Но мы теперь еще не видим, чтобы все подчинялось человеку. |
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. | 9 Зато мы видим, как Иису́с, бывший короткое время ниже ангелов, для того, чтобы принять, по великой Божьей доброте, смерть ради каждого, ныне увенчан славой и честью за смертное страдание. |
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания. | 10 Так и должно было быть, чтобы Бог, цель и источник всего бытия, приведший множество сынов в Свою Славу, сделал Его, Зачинателя их спасения, совершенным через страдания. |
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: | 11 Ведь и Тот, кто освящает, и те, кого освящают, все они от одного Отца. Вот причина, по которой Иисус не стыдится называть их Своими братьями. |
12 «Возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя». | 12 Он говорит: «Твое имя провозглашу я пред братьями моими, средь Собрания прославлю Тебя». |
13 И еще: «Я буду уповать на Него». И еще: «вот Я и дети, которых дал Мне Бог». | 13 И еще Он говорит: «Буду и впредь доверяться Ему». И еще: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог». |
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, | 14 А поскольку эти дети одной плоти и крови, то и Он, подобно им, стал сопричастен человеческой плоти и крови, чтобы Своей смертью лишить силы того, у кого есть власть причинить смерть, то есть дьявола, |
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. | 15 и освободить их, потому что из страха смерти они всю жизнь были в рабстве. |
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. | 16 Конечно же, Он приходит на помощь не ангелам — Он приходит на помощь потомкам Авраама. |
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. | 17 Из этого следует, что Ему надлежало во всем уподобиться братьям, чтобы стать милосердным и верным Первосвященником на службе у Бога и принести себя в жертву для искупления грехов народа. |
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. | 18 И так как Он сам прошел через испытание страданиями, то теперь может помочь тем, кто подвергается испытаниям. |