Римлянам
1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
1 Тогда что мы скажем об Аврааме, нашем праотце, от которого мы происходим? —
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
2 Если за свои дела Авраам был оправдан Богом, тогда он, конечно, может ими гордиться. Но не перед Богом.
3 Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность».
3 Что говорит Писание? — «Авраам поверил Богу — и в этом Бог увидел его праведность».
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
4 Для того, кто работает, плата не дар, а то, что ему причитается.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
5 Но если человек полагается не на дела, а на веру и верит Богу, который оправдывает неправого, то его веру Бог признает за праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
6 Именно это имел в виду Давид, когда говорил о счастье того, кого Бог признает праведным без дел:
7 «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
7 «Счастливы те, кому прощены их преступления и чьи грехи забыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха».
8 Счастлив человек, кому Бог не поставит в вину его грех».
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
9 А это счастье касается только тех, кто обрезан, или необрезанных тоже? — Мы говорим: вера Авраама была признана за праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
10 Когда признана? До того, как он был обрезан, или после того? — До того, как он был обрезан, а не после.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
11 И он сделал обрезание, которое было знаком, печатью оправдания за веру, что была у него до обрезания.
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
12 Так Авраам стал отцом всех верящих Богу, который и их веру признал за праведность, хотя они и не обрезаны. Так Авраам стал отцом и обрезанных, которые шли по его стопам, приняв не только обрезание, но и ту веру, которая была у нашего отца Авраама до обрезания.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры.
13 И не за то, что Авраам исполнял требования Закона, Бог дал ему обещание, что он и его потомки будут владеть миром, а за его веру, благодаря которой он был оправдан.
14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
14 Если бы это обещание касалось только тех, кто исполняет Закон, тщетна была бы вера и ничего бы не значило обещание.
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
15 Потому что Закон несет возмездие; где нет Закона, там нет и его нарушения.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам, -
16 Вот почему обещание это — за веру, чтобы оно было даром Бога, чтобы было непреложным для всех потомков Авраама — не только тех, кто подчиняется Закону, но и тех, кто верит верой Авраама. Он всем нам отец,
17 как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», - пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
17 как сказано в Писании: «Я сделал тебя отцом многих народов». Он отец перед лицом Бога, которому он поверил, — Бога, возвращающего мертвых к жизни и приводящего несуществующее из небытия к бытию.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
18 И Авраам с надеждой — хотя не было никакой надежды — поверил и стал отцом многих народов, по словам Писания: «Столь многочисленно будет твое потомство…»
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
19 И вера его не ослабела, хотя он понимал, что тело его почти мертво, раз ему сто лет, и что утроба Сарры давно омертвела.
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
20 Но он не усомнился, а поверил обещанию Бога, исполнился силой благодаря вере, и вознес хвалу Богу,
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
21 уверенный, что Бог в силах сделать то, что обещал.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
22 Вот почему веру эту Бог признал за праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
23 Эти слова Писания «признал за праведность» относятся не только к нему, но и к нам.
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
24 И наша вера будет признана за праведность — вера в Того, кто воскресил Иисуса, Господа нашего, из мертвых.
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
25 Он был предан смерти за наши грехи и был воскрешен, чтобы мы получили от Бога оправдание.